Долгое время считалось, что в бизнесе наиболее удачные предприниматели - альфа-лидеры. Это энергичные, ориентированные на результат преуспевающие люди, которые настаивают на иерархической организационной модели управления. Но в последние годы наблюдается возрастание успешности стартапов бета-культуры, где акцент делается на сотрудничестве, курировании и коммуникациях.
Некоторые утверждают, что эта новая горизонтальная культура поддерживается поколением Y, то есть людьми, рождёнными в 80-х - начале 90-х годов. Они всегда были нацелены на коммуникацию.
Доктор Дана Арди в своей новой книге «Падение альф», как и многие эксперты бизнес-культуры, утверждает, что увеличение числа бета-лидеров является частью более широких культурных изменений, обусловленных Интернетом. Это культура, в которой акценты ставятся на коммуникации, мгновенной связи и сотрудничестве.
Могли бы вы представить такое потрясающее развитие Фейсбука, Википедии и Твиттера в культуре, где господствуют альфы? Этого бы никогда не случилось.
Самые лучшие рабочие места будущего ждут успешных бета, качества которых будут легче совмещаться с бета-моделью лидерства.
Итак, определим правила успешного бета-лидерства.
1. Покончите с архаичными командно-управляемыми моделями
Сегодня побеждают горизонтальные стартапы, а не иерархические. Каждый, кто работает в организации, чувствует себя частью чего-то, и, что не менее важно, стремится быть на передовой технологии.
2. Практикуйте управление Эго
Будьте в курсе ваших собственных пристрастий, сосредоточьтесь как на настоящем, так и на будущем. Необходимо учитывать Эго членов команды, вознаграждая за коллективный труд.
Необходимость в решительных лидерах будет актуальна всегда, особенно в период кризиса.
3. Акцентируйте внимание на инновациях
Бета-лидеры считают, что членам команды должна быть предоставлена возможность изменить ситуацию - внести вклад в ключевые решения и сообщить о своих выводах и знаниях друг другу. Поощряйте членов команды, чтобы они использовали свои собственные силы, тогда вся команда и организация обретёт дух соперничества.
4. Назначайте премии за сотрудничество и совместную работу
Компания станет на путь процветания, если в ней будет построено успешное сообщество с общими ценностями. Членам команды даётся возможность выразить себя, и за это их поощряют. Лучшие команды получаются из тех, у кого есть дух сотрудничества. Таким образом, целое больше, чем сумма его частей.
5. Создайте общую культуру
Лидерство - подвижное и гибкое. В нём важны целостность и характер. Каждый присоединяется к общей культуре, и все признают это увлечение. Результат больше похож на симфонический оркестр, чем на идущую в наступление армию.
6. Будьте готовы изменять роли и обязанности еженедельно, ежедневно и даже ежечасно
Одна из наибольших ошибок, которую делают предприниматели - они не действуют достаточно быстро. А ведь рынки и потребности меняются быстро. В настоящее время ставится акцент на социальной, глобальной и экологической ответственности.
В иерархической системе трудно скорректировать позиции или переопределить роли. А в бета-культуре это успешно выходит.
7. Закаляйте доверие и сочувствие
Внимательность к себе и другим среди коллег, руководителей и сотрудников – это, возможно, самая важная черта успешной компании. Если кто-то не вписывается в культуру или не справляется с работой, внимательно и быстро внесите изменения.
8. Предлагайте сотрудникам внести свой вклад
Чем ближе каждый член организации подходит к реализации своего собственного потенциала, тем успешнее будет бизнес в целом. В успешных компаниях сотрудников поощряют оживлять свой инструментарий, сохранять гибкость и чувствовать свою долю в общем потоке.
9. Будьте разнообразны
Предприниматели создают команды, они не заполняют позиции. Самые перспективные кандидаты из именитых университетов могут ничего не сделать для будущего организации, и, возможно, даже сыграют против него.
Не ждите идеальных людей – их не существует. Выбирайте людей, оценивая их прежний опыт и потенциал.
10. Не каждый должен быть суперзвездой
Суперзвёды не передадут вам мяч, они его просто застрелят. Не все хотят продвигаться вверх в организации. Прямолинейное движение – это тоже хороший знак. Станьте организатором ваших сотрудников – помогите им пройти адаптацию. Выслушайте каждого и расскажите, к чему нужно стремиться.
Опытные предприниматели и менеджеры во всем мире считают, что управление посредством влияния и сотрудничества более эффективно, нежели управление, основанное на страхе и власти. Такая модель стала новой парадигмой для успешного ведения бизнеса в сложных условиях современного рынка.
А ваш стартап вписывается в эту новую модель?